ВС РФ предлагает возвратить народным присяжным право выносить решения по некоторым уголовным делам, которого они лишились в 2013 году. Об этой инициативе поведал помощник председателя ВС РФ Владимир Давыдов на состоявшейся день назад конференции "Возможности реформирования суда присяжных". Напомним, с участием комиссий присяжных могут рассматриваться дела, отнесенные к подсудности областных судов (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ). В 2013 году разбирательство некоторых дел было передано от областных судов к районным. Соответственно, машинально утратили шанс поучаствовать в разрешении этих дел и народные присяжные. Обращение, например, о таких правонарушениях, как изнасилование не достигшей совершеннолетия либо изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжёлого вреда здоровью потерпевшей (ч. 3 ст. 131 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ) и др. Обвиняемые по этим статьям потеряли право просить о разбирательстве их дел в суде с участием присяжных заседателей (закон от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ).
Помимо этого, этим же законом из подсудности присяжных были выведены дела о правонарушениях, за осуществление коих не может быть избрано наказание в виде пожизненного тюрьмы либо смертной казни. Это послужило причиной к тому, что в настоящее время права на разбирательство дел с участием присяжных заседателей практически лишены дамы, не достигшие совершеннолетия и мужчины, достигшие к моменту вынесения судом приговора суда 65-летнего возраста, потому, что они не в состоянии быть осуждены ни к одному из указанных наказаний (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ). Вдобавок КС РФ в 2014 году признал конституционным лимитирование доступа не достигших совершеннолетия обвиняемых к суду присяжных (Распоряжение КС РФ от 20 мая 2014 г. № 16-П "По делу о ревизии конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовного кодекса РФ в связи с претензией гражданина В.А. Филимонова"). А сейчас на разбирательстве судей КС РФ находится аналогичная претензия о ревизии конституционности нормы, не разрешающей разбирательство народными присяжными уголовных дел в отношении дам. В случае если инициатива ВС РФ о возврате этих дел народным присяжным будет одобрена, этот спорный вопрос будет улажен в законе, и вмешательства КС РФ не пригодится.
Кроме того, со слов Владимира Давыдова, ВС РФ готовит предложения о постепенном расширении компетенции судов присяжных за счет иных установленных УК РФ составов правонарушений, которые не находились в подсудности присяжных и до 2013 года. Для начала народным присяжным могут быть переданы дела об убиении (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и умышленном причинении тяжёлого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). После этого, убеждён специалист, народные присяжные имели возможность бы пересматривать и другие дела по тяжёлым и очень тяжёлым правонарушениях, в частности и экономического характера.
Наровне с расширением компетенции рассматривается кроме того возможность снижения числа участников комиссий присяжных заседателей, участвующих в судебном разбирательстве. С нынешних 12 до восьми участников предлагается сократить комиссии на уровне республиканских, областных и приравненных к ним судов, и до шести участников – на уровне судов общей юрисдикции. Наряду с этим обязан сохраниться принцип, соответственно которому при равенстве голосов присяжных решение выносится в адрес подсудимого (ч. 5 ст. 343 УПК РФ).
Помимо этого, этим же законом из подсудности присяжных были выведены дела о правонарушениях, за осуществление коих не может быть избрано наказание в виде пожизненного тюрьмы либо смертной казни. Это послужило причиной к тому, что в настоящее время права на разбирательство дел с участием присяжных заседателей практически лишены дамы, не достигшие совершеннолетия и мужчины, достигшие к моменту вынесения судом приговора суда 65-летнего возраста, потому, что они не в состоянии быть осуждены ни к одному из указанных наказаний (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ). Вдобавок КС РФ в 2014 году признал конституционным лимитирование доступа не достигших совершеннолетия обвиняемых к суду присяжных (Распоряжение КС РФ от 20 мая 2014 г. № 16-П "По делу о ревизии конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовного кодекса РФ в связи с претензией гражданина В.А. Филимонова"). А сейчас на разбирательстве судей КС РФ находится аналогичная претензия о ревизии конституционности нормы, не разрешающей разбирательство народными присяжными уголовных дел в отношении дам. В случае если инициатива ВС РФ о возврате этих дел народным присяжным будет одобрена, этот спорный вопрос будет улажен в законе, и вмешательства КС РФ не пригодится.
Кроме того, со слов Владимира Давыдова, ВС РФ готовит предложения о постепенном расширении компетенции судов присяжных за счет иных установленных УК РФ составов правонарушений, которые не находились в подсудности присяжных и до 2013 года. Для начала народным присяжным могут быть переданы дела об убиении (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и умышленном причинении тяжёлого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). После этого, убеждён специалист, народные присяжные имели возможность бы пересматривать и другие дела по тяжёлым и очень тяжёлым правонарушениях, в частности и экономического характера.
Наровне с расширением компетенции рассматривается кроме того возможность снижения числа участников комиссий присяжных заседателей, участвующих в судебном разбирательстве. С нынешних 12 до восьми участников предлагается сократить комиссии на уровне республиканских, областных и приравненных к ним судов, и до шести участников – на уровне судов общей юрисдикции. Наряду с этим обязан сохраниться принцип, соответственно которому при равенстве голосов присяжных решение выносится в адрес подсудимого (ч. 5 ст. 343 УПК РФ).
Помощник Председателя ВС РФ кроме того выделил, что принятие правок будет содействовать формированию судов присяжных. Он утвержает, что сейчас оно сдерживается сначала привязкой их компетенции к подсудности областных судов, недостаточной узким кругом составов правонарушений. Но, он кроме того подчеркнул и низкую известность таковой формы судопроизводства у обвиняемых – напомним, народные присяжные вступают в дело конкретно по ходатайству обвиняемого (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ). Так, до уменьшения подсудности в 2013 году на долю присяжных каждый год приходилось не свыше 600-800 дел, возбужденных в отношении 1,3–1,5 тыс. лиц. В один момент, суды в том же году рассмотрели по сути дела в отношении свыше чем 1 млн лиц.
Владимир Давыдов поведал, что эти инициативы были выражены Судом во выполнение поручений Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по реализации послания главы страны Федеральному Собранию. Так, в конце 2015 года глава государства внес предложение повысить независимость и объективность судов в частности за счет расширения компетенции судов с участием присяжных заседателей, и за счет понижения издержек страны – методом уменьшения числа присяжных заседателей в составе комиссии с сохранением их самостоятельности в принятии решений.
С потребностью сократить количество участников комиссий присяжных согласны не все адвокаты. Как поведал порталу ГАРАНТ.РУ глава государства ФПА РФ Юрий Пилипенко, особые изучения, осуществлённые в тех государствах, где университет суда присяжных развит и укоренился уже давно, говорят о падении качества судопроизводства при понижении численности комиссий. Исходя из этого такая мера может рассматриваться лишь как вынужденная и временная, выделил специалист. Наряду с этим он добавил: в случае если Глава государства РФ занял такую позицию, то нужно чтобы законодатель предусмотрел неукоснительное вынесение решений не несложным, а опытным основным голосов присяжных, хотя бы по обособленным, самым тяжёлым, группам дел.
No comments:
Post a Comment